Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼

Коррекционная направленность процесса обучения и воспитания

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Рекомендации к организации коррекционно-развивающего процесса с детьми младшего и среднего дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Консультации для родителей

Составитель Шереметьева О.Н.,

                                                                                                                     учитель-дефектолог

 

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА   В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

(по материалам нормативно-правовых документов и научно-методической литературы)

 

С о д е р ж а н и е:

  1. Структура нарушений у детей с патологией зрения.
  2. Основные требования к организации занятий.
  3. Индивидуально-дифференцированный подход к детям с нарушением зрения на общеобразовательных занятиях в детском саду, на уроках в начальной школе:

-         требования к наглядности;

-         общие условия подачи материала;

-         выполнение определённых требований по отношению к ученику/воспитаннику с нарушением зрения;

-         рассаживание учащихся;

-         требования к уроку;

-         организация рационального отдыха на перемене;

-         физминутка для глаз.

  1. Некоторые особенности подачи материала и выполнения отдельных видов работы при ряде нарушений зрения.
  2. Рекомендации к организации рациональной учебной деятельности:

-         общие задачи для предметных уроков, занятий в образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения;

-         коррекционные задачи;

-         основные обучающие задания и приёмы на уроках;

-         задания на опознание простых предметных изображений;

-         опознание сложных изображений;

-         восприятие сложных сюжетных рисунков и картин;

-         основные приёмы работы;

-         полезные для учителя замечания;

-         ошибки, допускаемые младшими школьниками при чтении;

-         рекомендации по развитию смысловой стороны чтения у детей с нарушением зрения;

-         некоторые замечания к организации уроков(занятий) математики.

  1. Алгоритмизация процесса обучения. Основные этапы обследования предмета.
  2. Рекомендуемая литература.

                                         Структура нарушений у детей с патологией зрения

  1. Нарушение зрения: снижение остроты зрения, чёткости видения; снижение

скорости переработки информации; нарушение поля обзора, глазодвигательных функций; нарушение бинокулярности, стереоскопичности, выделения цветности, контрастности и количества свойств при одновременном восприятии объектов и др.

  1. Неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность зрительного восприятия.
  2. Обеднённость представлений и образов предметов; снижение уровня сенсорного опыта,

определяющего содержание образов мышления, речи и памяти; замедление хода развития всех познавательных процессов.

  1. Нарушение двигательной сферы; трудности зрительно-двигательной ориентации, приводящей к

гиподинамии и снижению функциональных возможностей организма.

  1. Нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в неуверенности, скованности,

снижении познавательного интереса, проявлении беспомощности в различных видах деятельности, социальных коммуникациях, снижении желания к самопроявлению и возникновение большей зависимости ребёнка от помощи и руководства взрослых.

(См. «Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения», Л.И.Плаксина; М., 1998 г., с.39.)

                                    Основные требования к организации занятий

Условия организации работы с классной доской:

- высота букв при письме на доске должна быть не менее 10-15 см, ширина – 8 см,

расстояние между буквами – 3 см, между словами – 10 см, между строчками – 14-15 см (размеры могут быть изменены в соответствии со зрительными возможностями учащихся класса);

- писать на доске следует брусковым мелом, штрихом в ширину грани мелка;

- доска предпочтительна чёрного или зелёного цвета, без бликов, с идеально чистой поверхностью под читаемым материалом;

- желательно использование цветных мелков, усиливающих эффект восприятия на оптимальном контрасте (например, на зелёной доске очень хорошо воспринимается надпись в жёлтом цвете, на чёрном – в розовом и т.д.).

Математика: рекомендуется использование линейных трафаретов с геометрическими фигурами;

предметных трафаретов, магнитной мозаики, наборов для моделирования (палочки и пластилин – лучше восковой, или специальные наборы палочек и соединительных шаров), индивидуальных наборных полотен с комплектами предметных изображений, фланелеграфов, рисовальных досок.

       На занятиях по родному языку следует учитывать, что отдельный знак воспринимается легче, чем слово, текст. Наклонный шрифт напрягает зрение более, чем прямой. Переписывание с доски – не всегда оправданный процесс, т.к. требует значительного напряжения зрительного аппарата, в начальной школе использовать с большой осторожностью. Чтение – менее утомительный процесс, чем письмо. Скорость чтения – индивидуальная особенность человека.                

       На математике, родном языке, чтении использовать индивидуальные карточки с заданиями, позволяющие экономить время и избегать неоправданной зрительной нагрузки: перфокарты, схемы, текстовые задания, в которых часть слов заменена рисунками и т.д.      

     На уроках физкультуры следует соблюдать следующие условия:

-         согласование нагрузки с офтальмологом сообразно зрительному диагнозу; с педиатром – по общему состоянию здоровья;

-         дополнительная подстраховка во всех видах движений (при низкой остроте зрения нарушена координация, в связи с чем возрастает риск травмирования);

-         уменьшение или исключение упражнений с наклонами вниз, прыжками, переворотами со спины на живот, упражнений на животе;

-         снижение темпа выполнения упражнений;

-         исключение скоростных упражнений;

-         по отношению к используемому оборудованию: приближение цели на оптимальное

расстояние или увеличение её размера в упражнениях на метание, сигнальная маркировка опасных деталей при невозможности их исключения, адекватный выбор оборудования и его расположения;

-         повторный показ упражнений при необходимости, контроль правильности выполнения движений;

-         достаточная для деятельности площадь (необходимо исключить вероятность столкновения детей как при статических упражнениях, так и в движении);

-         чёткая алгоритмизация деятельности;

-         регулярный медицинский контроль за показателями физического здоровья детей.

Примечание: для детей, имеющих кроме нарушения зрения умственную отсталость, повышенную возбудимость, эписиндром и т.п., ограничивать упражнения на повышенной опоре, упражнения на дыхание (могут спровоцировать приступ эпилепсии) и упражнения, вызывающие нервное напряжение.

     Учитывать, что скорость восприятия у слабовидящих олигофренов в 2 раза ниже, чем у слабовидящих с нормальным интеллектом. Характерно недоразвитие двигательной сферы, выражающееся в неточности движений, более длительном периоде формирования двигательных навыков и их автоматизации; наблюдаются навязчивые движения (блиндесмены) головы, рук, тела и т.д.

         На уроках труда регламентировать (не исключать!) работу с иглой, с мелкими деталями (бисероплетение и т.п.), избегать перенапряжения при чтении схем, сборке деталей мелкого конструктора и т.д. Обязательна рациональная организация рабочего пространства.

         Лепка, аппликация, конструирование, обведение трафаретов предметных изображений, раскрашивание и иные виды продуктивной деятельности помогают развивать и закреплять представления о предметах, их свойствах, способствуют развитию конструктивных навыков, осуществлению коррекции и компенсации нарушенных зрительных функций. Эти виды деятельности дают возможность педагогу (родителю) возможность проверить правильность и точность представлений, сформированных у ребёнка. В случае ошибочного отражения в продуктивной деятельности предмет демонстрируется повторно, проводится анализ и исправление ошибок.

         Общие рекомендации для всех детей:

- контроль осанки во время выполнения учебно-развивающих и коррекционных занятий в детском саду, на уроках в школе, иных мероприятиях, связанных с фиксированной рабочей позой;

- развитие навыков визуального восприятия предметного пространства в опоре на сохранные анализаторы (слух, обоняние, осязание) для наибольшего обеспечения процесса познания, предметно-пространственной адаптации;

- контроль зрительной и общей утомляемости, адекватное обеспечение релаксации в период повышенной учебной нагрузки и профилактики утомляемости в различные режимные моменты, создание психоэмоционального комфорта;

-         соблюдение режима проветривания с целью обеспечения притока свежего воздуха                               

(улучшение циркуляции кислорода в крови оптимизирует функциональную активность анализаторных систем, что, в свою очередь, ведёт к повышению уровня мыслительной и иных видов деятельности);

- соблюдение оптимальных условий организации всех видов деятельности (особенно учебно-развивающей и лечебно-коррекционной).

Особенно внимательно относиться к детям в период окклюзии и/или   аппаратного лечения. Учитывать нарушение световой и темновой адаптации, если используется методика засветов на большом офтальмоскопе. Дети могут нервничать (от плача до всплесков агрессии). В этой ситуации не предлагать детям задания, требующие значительного умственного и зрительного напряжения. Не торопить, помогать каждому ребёнку занять место у лечебного аппарата и отойти от него после засвета, перейти в светлое помещение (коридор, группа), занять место для проведения коррекционной работы после аппаратного лечения. Занятия предлагать с учётом индивидуальных особенностей зрения и способностей детей. Внимательного и бережного отношения требуют также дети в послеоперационный период (в т.ч. после офтальмологических операций), после длительного периода лечения различных заболеваний (период щадящего режима и адаптации), дети с аллергией, сахарным диабетом или предрасположенностью к ним и т.д.

Индивидуально-дифференцированный подход к детям с нарушением зрения при организации непосредственной образовательной деятельности в детском саду, на уроках в начальной школе

 

Требования к наглядности:

- величина объектов для фронтальной работы – 15-20 см;

- величина объектов для индивидуальной работы (детали мозаик, конструктора, изображений и т.п.) – 1-5 см (по остроте зрния, по соответствию с учебной задачей); минимально допустимые размеры деталей для индивидуального материала:

       при остроте зрения 0,01-0,03 - 15 мм;

                                         0,04-0,08 -   5 мм;

                                          0,09-0,2   -   3 мм;

                                         0,2 и выше - 2-3 мм;

- оптимальные цвета для дидактических и коррекционных пособий – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный;

- количество предметов для одновременного фронтального показа на доске или фланелеграфе: 10-15 см – не более 8-10 штук, 20-25 см – от 3 до 5 штук (объекты не должны сливаться в одну линию);

- при подборе предметов и оформлении прочей наглядности следует учитывать, что цвет в сочетании с другими и на расстоянии может меняться (красный рядом с жёлтым видится оранжевым, синий рядом с красным – фиолетовым, фиолетовый с коричневым – чёрным, красный с коричневым – бордовым и т.д.);

- подводка контура, утрирование значимых деталей изображения (выделение дополнительным контуром, увеличение), учёт демонстрационного фона.

Общие условия подачи материала:

- адекватная организация рабочего места, обеспечивающая максимально удобное и полное восприятие учебно-развивающего материала в условиях нарушенного зрения (отсутствие лишних предметов на рабочей поверхности (на столе, на доске), в зоне предполагаемой дистантной деятельности (например, в спортзале);

-   рациональное расположение необходимого оборудования; учёт положения ребёнка по отношению к демонстрируемому материалу в зависимости от особенностей нарушенного зрения (например, при работе в условиях окклюзии в период плеопто-ортоптического лечения амблиопии и косоглазия);

- увеличение времени на рассматривание при первичном предъявлении материала;

дублирование материала, демонстрируемого на доске (например, картины при фронтальном показе), в индивидуальном материале на подставке перед ребёнком (с усилением контура, удалением лишних фоновых деталей и т.д.) с учётом особенностей зрительного нарушения (например, при астигматизме использование контурных изображений нежелательно, лучше заменить их силуэтными);

- материал располагается в зоне оптимального восприятия, на уровне глаз детей (см. размеры демонстрационного материала;

- использование адекватного демонстрационного фона (черно-белый, зелёный, коричневый, оранжевый и т.п. – для обеспечения высокой контрастности фона к предметам) – доски, ширмы, исключающие предметное «зашумление» пространства, попадающего в поле зрения детей;

- обязательно обведение предмета по контуру указкой во время его демонстрации;

- допускается при необходимости дополнительный индивидуальный показ наглядности;

- индивидуальная наглядность, учебники предъявляются обязательно на подставках

(исключение могут составить дети с расходящимся косоглазием – для них предпочтительна работа в горизонтальной плоскости);

- учёт актуальности выбранной наглядности, её адекватности возрастным требованиям, учебным задачам, зрительным возможностям детей.

Выполнение определённых требований по отношению к ученику/воспитаннику с нарушением зрения:

- формирование адекватного отношения ребёнка к собственной проблеме, понимание его особенностей учителем/воспитателем, адекватное отношение других детей к данной ситуации;

- по возможности ребёнок располагается за индивидуальной партой, чтобы свободнее организовать рабочее пространство;

- не рекомендуется торопить ребёнка с ответом (замедлено дистантное восприятие, имеются иные особенности протекания учебных процессов в условиях нарушенного зрения); желательно снижение темпа занятия при знакомстве с новым объектом или организация предварительного знакомства ребёнка с ним, если возникнет необходимость;

- обеспечить ребёнку возможность при необходимости уточнения деталей выходить во время урока к доске или подходить к иным местам расположения наглядности (научить его делать это без ущерба для окружающих, равно как других учеников адекватно к этому относиться);

- обеспечить регулярный контроль рабочей позы, смену деятельности, приучить самостоятельно регулировать усталость (выполнение глазодвигательных упражнений, моргание, движения плечами, вытягивание ног под партой и т.п.);

- контроль за использованием назначенной очковой коррекции (чистота и целостность стекла, оправы; смена очков при определённых показаниях для работы с доской и для работы в тетради).

Рассаживание учащихся/воспитанников:

1 ряд – дети с остротой зрения 0,4 и ниже;

2 ряд – 0,4-0,6;

3 ряд и далее – 0,6-1,0.

Дети с расходящимся косоглазием, с парезами глазных мышц располагаются в среднем ряду. Первые – во 2-3м ряду по удалённости от доски. При наличии окклюзии – справа или слева от учителя (доски) сообразно с окклюзией глаза (наклейка на глазу не должна мешать обзору воспринимаемого материала).

Требования к уроку:

- алгоритмизация и регламентация процесса;

- чередование видов деятельности;

- дозирование зрительной нагрузки;

- использование оптики и тифлотехнических средств, расширяющих зрительные возможности или облегчающих зрительное восприятие;

- разумное использование наглядности (обеспечивать яркость иллюстративного материала, т.к. бесцветные рисунки осложняют процесс восприятия при слабом зрении; предпочтение силуэтной наглядности контурной; учитывать объём и количество наглядного материала и т.п.);

- свободный ритм выполнения некоторых видов работы (н-р, списывания);

- выбор правильного способа деятельности с учётом особенностей зрения;

- наличие физминуток как обязательной части любого урока, занятия (через 10-15 минут непрерывной зрительной работы необходимо выполнить гимнастику для глаз, при наличии показаний время может быть сокращено);

- организация рационального отдыха на перемене: посмотреть на объекты за окном, выполнить дыхательные упражнения, общие релаксационные упражнения, полежать на коврике и т.п. Обязательно проветривание помещения!

- физминутка (гимнастика для глаз в двух вариантах: 1) слежение за перемещением предмета в вертикальном направлении, по диагонали, по кругу; перемещение взора с ближних на удалённые предметы и наоборот; 2) движение глаз по словесной инструкции в тех же направлениях либо по графическим схемам. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста возраста предпочтительнее 1й вариант, когда они следят за предметом в руке педагога или движением указки по схеме. Время проведения зрительной физминутки – полторы-две минуты. Гимнастика для глаз проводится несколько раз в день. Можно проводить индивидуально в бытовой, игровой, учебной деятельности; на прогулке, перед занятиями, во время них, между ними.).

                               Некоторые особенности подачи материала и выполнения

                               отдельных видов работы при ряде нарушений зрения

При заболеваниях сетчатки и зрительного нерва наблюдается нарушение цветоощущения на зелёный и красный цвета. Учитывать это при оформлении визуальной наглядности, работе в тетради.

При афакии актуальна проблема с формовосприятием. Соответственно уделять особое внимание развитию формоощущения.

Дети с частичной атрофией зрительного нерва в сочетании с гиперметропией быстро и сильно утомляются при рассматривании рисунков, схем, выполнении чертёжно-измерительных работ с использованием линейки. В то же время они легко могут работать мелом на индивидуальной или классной доске, на близком расстоянии считывать информацию с таблиц, выпускаемых для массовых школ.

Близоруким и учащимся с узким полем зрения (например, при косоглазии) при работе с картиной предоставляются соответствующие репродукции на партах. При наличии нистагма и астигматизма с остротой зрения до 0,1 (у детей сужено поле зрения при этих заболеваниях, имеются проблемы с фиксацией взора) учащимся требуется больше времени на рассматривание картин, иных объектов.

При наличии светобоязни (н-р, при альбинизме) необходимы защитные экраны, ограничивающие поток света. Исключена посадка в непосредственной близости от окна, иных источников света (последнее учитывать и при атрофии зрительного нерва). Для детей с близорукостью и изменениями на глазном дне используются тёмный фон и светлые объекты на нём, для детей с атрофией зрительного нерва – светлый фон и тёмные объекты при фронтальных показах и для индивидуальной работы.

При миопии (близорукости) высокой степени, гиперметропическом астигматизме, при частичной атрофии зрительного нерва, при тяжелой амблиопии – увеличение времени предъявления объекта рассматривания, уменьшение поля восприятия, обеспечение адекватной освещённости фона, яркости и контрастности объектов по отношению к нему.

Для слабовидящих детей (0,4 и ниже) при рисовании использовать листы в половину размера обычного альбомного листа. Использовать для изодеятельности альбомы с пружинным креплением.

Следить за тем, чтобы дети не наклонялись во время рассматривания над объектом, а приближали его к глазам на оптимальное расстояние, за исключением ситуаций, когда это невозможно.

Слабовидящие дети хорошо воспринимают белые, оранжевые, голубые, розовые, жёлтые, красные, зелёные, светло-серые силуэты предметов чёткого контура на чёрном фоне.

У слабовидящих детей имеет место неустойчивая фиксация взора, нарушение прослеживающей функции, глазомера.

В связи с перечисленными особенностями зрительного восприятия слабовидящих детей необходимо включение в учебный процесс упражнений на развитие различительной способности (цвето-, формоощущения и т.д.) органа зрения путём выделения объекта из фона. Предлагаются пособия на развитие способности к обнаружению, различению и опознанию предметов в микропространстве, цвето- и формоощущению, координации движений глаза и руки.

Необходимо помнить, что в ряде случаев рациональное использование остаточного зрения способствует повышению зрительных функций.           

 

                                                             Рекомендации к организации рациональной            

                                                             учебной деятельности детей с нарушением зрения

 

Общие рекомендации для предметных уроков, занятий:

-         накопление адекватных предметных представлений на полисенсорной основе;

-         формирование навыков адекватного отражения полученных знаний;

-         формирование потребности в самостоятельной познавательной деятельности; вооружение алгоритмами познания (мотивация познания!);

-         развитие сохранных зрительных функций, коррекция и компенсация нарушенных;

-         развитие навыков ориентировки в различных видах пространства;

-         формирование навыков адекватного общения с социальным и предметным окружением;

-         развитие основных психических процессов (памяти, внимания, мышления);

-         развитие сохранных анализаторов;

-         формирование навыков восприятия глубины пространства.

Основные обучающие задания и приёмы на уроках:

-         нахождение рисунка (определение границ, выделение на фоновой поверхности);

-         ориентирование на изобразительной плоскости (определение верха-низа, правой-левой, центральной части);

-         поиск заданного предметного изображения на рисунке;

-         наложение силуэтного изображения на рисунок;

-         построение вербально-смысловых схем описания изображения;

-         выделение и опознание контура;

-         постепенное сокращение угла зрения, демонстрация на более удалённом расстоянии;                                                

-         определение количественных понятий с помощью рисунков, развитие порога различения величины;

-         развитие цветовосприятия;

-         опознание основных ахроматических и хроматических цветов;

-         различение оттенков и промежуточных цветов;

-         закрепление связи между вербальным и зрительным представлением о цвете;

-         обнаружение объекта в условиях пониженной контрастности, насыщенности, яркости цвета, чёткости контура.

Задания на опознание простых предметных изображений:

-         выделение фрагментов (частей) изображения, описание их информативных свойств;

-         определение сигнальных признаков, основного в объектах изображения;

-         закрепление различительных признаков путём многократного сравнения однородных изображений;

-         развитие быстроты и точности восприятия, стереотипов узнавания;

-         дифференциация зрительных представлений, сравнение разнородных изображений, имеющих выраженные отличительные признаки однородных, но разновидных изображений, имеющих классовые различия; определение особенностей, характеризующих объект как отличный от всех других;

-         обобщение объектов изображения;

-         выделение обобщённых понятий;

-         решение сложных мыслительных заданий на материале предметных изображений.

Опознание сложных изображений:

-         пространственная ориентация на материале сложных изображений;

-         описание рисунка и нахождение ориентационных зависимостей между объектами;

-         взаиморасположение объектов на рисунке и пространственные соотношения между изображёнными объектами;

-         изучение законов перспективы;

-         объяснение построения проекционной глубины, понятий «линия горизонта», «точка схода»;

-         описание изображений, имеющих проекционную глубину;

-         развитие восприятия объёмности изображаемых объектов;

-         сопоставление изображений, имеющих фронтальную и угловую перспективу, а также изображений, находящихся в различной угловой перспективе к наблюдателю;

-         опознание изображений с контрастными изменениями цветового тона, различение светотени, изменение окраски предметов в зависимости от расположения относительно источника света и его структуры;

-         опознание объектов, имеющих перекрытие объектами первого плана;

-         отработка приёмов по частичному наложению одного изображения на другое, определение целого по части;

-         обучение опознанию объектов в различных условиях воспроизведения и демонстрации;

-         развитие контрастности восприятия цвета, формы, величины.

Восприятие сложных сюжетных рисунков и картин:

-         подробное описание сюжетной композиции;

-         выделение главного на рисунке;

-         определение объекта и субъекта действия, характера и направленности действия;

-         установление причинно-следственных связей и пространственно-временных отношений;

-         определение основной сюжетной канвы сложного изображения, установления ассоциативных связей и актуализация их в процессе описания;

-         обучение пониманию внутреннего действия сюжетной композиции, определение по внешним признакам эмоционального состояния персонажей;

-         знакомство с произведениями изобразительного искусства;

-         понимание условностей стилизации художественного произведения, авторского замысла, манеры исполнения картины;

-         развитие эмоционального восприятия произведений искусства.

Основные приёмы работы:

-         поиск и обнаружение изображений;

-         различение их информативных признаков;

-         дискретное и фрагментарное опознание частей изображения;

-         целостное опознание на основе интегрирования признаков и частей;

-         опознание изображений в различных условиях предъявления;

-         сопоставление и сравнение изображений и их частей;

-         обобщение и категоризация;

-         установление пространственно-временных зависимостей и осмысление ситуаций сюжетных рисунков.

     Глубокое нарушение зрения резко ограничивает и задерживает развитие чувственного познания внешнего мира. В результате ребёнок не накапливает достаточного запаса предметных представлений, необходимых для развития речи учащихся младших классов. В связи с этим необходимо вооружить его конкретными и обобщёнными способами восприятия и действия с предметами и их изображениями: научить правильному обследованию предметов, изображений. Обязательно подкреплять процесс чтения предметной наглядностью, чтобы встречающиеся в процессе чтения слова и грамматические понятия не усваивались формально.

Полезными для учителя могут быть следующие замечания:

-         использование карточек с выносом материала учебника (учёт необходимого формата, фонового исполнения, разбавление символов (слов) предметными изображениями;

-         ширмы-ограничители для исключения лишнего материала из поля зрения;

-         уделить особое внимание обучению навыкам ориентировки в книге (упражнения, обучающие ориентировке в тексте, оглавлении, в поиске определённого задания: выборочное чтение, предварительное знакомство с содержанием - в аудиозаписи,

чтение вслух, внеклассное и т.д.);

-         полосы-ограничители (ленты, резинки, следящие линейки);

-         в букварный период – слова с выделением изучаемой буквы (звука);

-         короткие занимательные тексты (загадки, стишки, сказки и пр.), предметные изображения (рисунок, открытка) для индивидуальной работы с детьми, слежение за текстом, читаемым всем классом;

-         предметные словари: слово - изображение предмета - пояснительный текст.

Ошибки, допускаемые младшими школьниками при чтении:

-         связанные с неточностью восприятия букв и слов;

-         происходящие от недостаточного развития навыков звукового анализа и синтеза слов в процессе чтения;

-         вызванные неточным пониманием содержания или грамматической формы прочитываемых слов;

-         невыработанностью орфоэпических навыков (навыков правильного произношения многих слов).

На уроках грамматики чаще применять схемаическое моделирование слов.

     Незнакомые или сложные слова после выяснения их содержания разбираются по

звуковому составу и моделируются детьми из дидактического материала под

контролем учителя.

     Пытаясь ускорить темп чтения, ученики младших классов не дочитывают многие слова и угадывают их окончания из ранее прочитанного предложения. Иногда дети повторяют прочитанное слово или слог. Это объясняется желанием заполнить паузу между словами, сделанную вследствие медленного чтения. Имеет смысл для развития правильности и скорости чтения научить внимательно слушать чтение других, правильному контролю и оценке вслух сначала одноклассников, а затем своего чтения вслух и «про себя».      

     Чтение вслух по цепочке (ежедневная работа на уроке и на внеклассных занятиях), используя при этом тексты с крупным шрифтом. Следить за текстом с помощью линейки.

Для развития смысловой стороны чтения у детей с нарушениями зрения:

-         накопление предметных представлений (экскурсии, наблюдения);

-         опорные картинки, схемы, предметы для устного воспроизведения прочитанного.

Работа по предметному восприятию проводится систематически при изучении нового

материала, при повторении – выборочно.

На одном уроке целесообразно предлагать для обследования не более 3 незнакомых

предметов. Количество знакомых предметов может быть увеличено («Узнай по описанию», «Что ты об этом знаешь?»).

     При обследовании предметов подбирать пары детей для более точного восприятия предметов (ребёнок с более высокой остротой зрения и менее), учить детей помогать друг другу при обследовании.

     Составление описаний при непосредственном восприятии предмета, изображения; по мнемическому образу. Анализировать эти описания, обращать внимание на правильность их содержания, последовательность изложения и уместность использования художественных образов и определений.

       Иметь алгоритмы пересказа.

       Правильная организация зрительного восприятия: контрастность, размер, цветность объектов, освещение и т.п.

       При описании картины (после её восприятия) следует прочитать и разобрать литературное произведение на ту же или близкую тему – это облегчит ребёнку самостоятельное воспроизведение содержания картины.

       При обзоре картины фронтально к ней подходит сначала группа детей с более высокой остротой зрения. Работа по вопросам учителя. В беседе выясняется основное содержание картины. Затем к картине подходят дети с более низкой остротой зрения. Им

учитель называет изображённые предметы, одновременно показывая их на картине. Обратный вариант: дети с более высокой остротой зрения работают с индивидуальным материалом, соотнося его с содержанием беседы, которую учитель проводит у доски с другими детьми. (См. ниже «Условия демонстрации картины».)

         Дети, не имеющие форменного зрения (например, при афакии), выделяют предметы только по цветовым признакам.

         Необходимо учитывать, что для учащихся с остаточным зрением подробное рассматривание картины увеличивает зрительную нагрузку и утомляет их.

       Возможно использование фрагментов диа-, видеофильмов (целостное восприятие их возможно вне урока при демонстрации частями, перерывы между которыми заполняются обсуждением содержания.

       Выразительное чтение: прослушивание записей в исполнении мастеров художественного слова, драматизации.

Математика                                                                                                    

Фрагментарность восприятия слабовидящих детей приводит к ошибкам в решении задач на классификацию геометрических объектов.

   Увеличение времени на измерение и построение отрезков и пр. Вырабатывать точность движений, приёмы пользования нарушенным зрением. Рациональное расположение рабочего материала на парте.

Коррекционные задачи:

-         целенаправленное накопление и расширение представлений об окружающем;

-         вооружение специфическими приёмами познания, способствующими компенсации нарушений зрительных функций;

-         выработка определённых практических умений: наложения, измерения, конструирования и т.д.;

-         развитие и накопление двигательного опыта (приобретаются умения анализировать кинестетические сигналы, усваиваются способы самоконтроля и регуляции движений);

-         совершенствование чувственного опыта.

Важна роль наглядно-действенного способа в решении задач (моделирование условия

задачи с помощью счётного и иного наглядного материала).

     Знакомство с формой посредством осязания начинать с объёмных фигур, далее идут плоские, затем - предметное соотнесение, нахождение среди контуров окружающих вещей и их частей с предметами, имеющими относительно постоянную форму. Например,

пуговицами.

 

                                     Алгоритмизация процесса обучения, основные

                                    этапы обследования предмета

     Алгоритмы формируют определённые навыки культуры мышления, способствуют совершенствованию основных мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации и систематизации, конкретизации и абстрагированию, сравнению и обобщению).

 

Этапы овладения алгоритмами:

-         запоминание вопросов, последовательности восприятия;

-         попытки самостоятельно перевести в план умственной деятельности (учитель напоминает и корректирует при необходимости);

-         самостоятельное владение планом и перенос его на иные виды деятельности.

Схема обследования животного:

  1. Название животного.
  2. Внешний вид: величина, цвет, голова и её части, туловище, ноги, хвост, у птицы – крылья.
  3. Способ передвижения.
  4. Чем питается.
  5. Где живёт, как изменяется его облик и образ жизни по сезонам года.
  6. Какие повадки характерны.
  7. Какую пользу приносит человеку.

(Для дошкольников: описание объекта – название, внешний вид (голова, туловище, хвост, ноги/лапы, покров), среда обитания, условия существования, жильё, питание, приспосабливаемость к среде.

Дополнительные сведения: если видел, то где и при каких обстоятельствах, что запомнилось; какие сказки или рассказы об этом животном известны.

 

Схема обследования растения:

  1. Название.
  2. К какой группе растений относится (дерево, куст, трава).
  3. Внешний вид: величина, корень, ствол (стебель), листья, цветы, плоды.
  4. Ядовитое (вредное) или полезное.
  5. Где растёт, как изменяется в разные времена года.
  6. Как размножается.

 

 

Алгоритм описания фрукта, овоща:

  1. 1.Название.
  2. 2.Цвет.
  3. 3.Форма.
  4. 4.Твёрдость.
  5. 5.Вкус.
  6. 6.Как растёт, где.
  7. 7.Как используется человеком.

Основные этапы обследования предмета (обобщённый способ):

  1. Восприятие целостного облика предмета.
  2. Вычленение основных частей предмета и определение его свойств.
  3. Определение пространственных взаимоотношений частей предмета относительно друг друга.
  4. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного положения по отношению к основным.
  5. Выделение других существенных признаков (твёрдость, фактура, термичность и т.д.).
  6. Повторное целостное восприятие объекта.

Алгоритм рассматривания сюжетной картины:

  1. 1.Внимательно рассмотри картину.
  2. 2.Расскажи, где и когда происходит действие. Почему ты так думаешь?
  3. 3.Назови действующих лиц. Расскажи о них: опиши лица, занятия, настроение.
  4. 4.Как расположены действующие лица, предметы на картине по отношению друг к другу? Кто находится в центре внимания (главное действующее лицо)?
  5. 5.Какой цвет преобладает в картине? Почему?
  6. 6.Понравилась ли тебе картина? Что особенно понравилось? Какое настроение возникло?

 

Алгоритм описания пейзажной картины:

  1. 1.Внимательно рассмотри репродукцию с картины художника.
  2. 2.Какая местность изображена на картине?
  3. 3.Какое время года изображено? По каким признакам ты узнал это?
  4. 4.Расскажи, что видишь на первом плане, на втором.
  5. 5.Какие краски использует художник?
  6. 6.Что понравилось тебе в этой картине?

Условия демонстрации картины:

     -   на уровне глаз детей, в хорошо освещённом месте;

-   первоначальное рассматривание ведётся подгруппами по 4-5 человек (возможен предварительный показ вне урока);

-         одновременно с фронтальным пособием учащимся с ограниченным полем зрения

и близоруким предоставляются соответствующие репродукции на партах;

     - детям, у которых близорукость сочетается с атрофией зрительного нерва, катарактой, афакией,    

дегенерацией сетчатки и альбинизмом, предоставлять увеличительные оптические приборы (лупы, бинокли);

- страдающим нистагмом, астигматизмом, имеющим узкое поле зрения и остроту зрения до 0,1, увеличивать время рассматривания до 2-5 минут;

-         при светобоязни (например, при атрофии зрительного нерва, альбинизме) использовать

защитные экраны, ограничивающие поток света;

- фрагментирование картины при необходимости (выделение и вынесение увеличенного изображения части картины), что позволяет подробно рассмотреть детали, направить внимание на ту часть изображения, которая особенно важна в картине.

Рекомендуемая литература:

  1. Аветисов В.С., Ливадо Е.И., Курпан Ю.И. «Физкультура при близорукости», М., «Советский спорт», 1993.
  2. Бадалян Л.О. «Невропатология», М., 2000.
  3. Белецкая В.И., Гнеушева А.Н. «Охрана зрения слабовидящих школьников», М., «Просвещение», 1982.
  4. Волкова Л.С. и др. «Логопедия», М., «Просвещение», 1989.
  5. «Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции», М., 2001.
  6. Грегори Р.Л. «Разумный глаз (как мы узнаём то, что нам не дано в ощущениях)», М., УРСС, 2003.
  7. Ермаков В.П., Якунин Г.Я.: 1)«Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения», М., «Просвещение», 1990;

2) «Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения», М., «Владос», 2000.

  1. Жохов В.П., Литвак А.Г. «Зрительная и интеллектуальная работоспособность

слепых и слабовидящих школьников младших классов», Л., 1986.

  1. Ковалевский Е.И. «Глазные болезни», М., «Медицина», 1980.
  2. Литвак А.Г. «Тифлопсихология», М., «Просвещение», 1985.
  3. Лурье Н.Б. «Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими школьниками», М., «Просвещение», 1979.
  4. Малых Р.Ф. «Наглядность на уроках математики в школах слепых и слабовидящих», Л., 1979.
  5. Моргайлик Л.И. «Специальная методика русского языка и её задачи в школе слабовидящих», Л., 1979.
  6. Моргайлик Л.И. «Методика обучения русскому языку младших слабовидящих школьников», Л., 1982.
  7. Моргайлик Л.И. «Методика обучения русскому языку младших слабовидящих школьников», ч.II, Л., 1986.
  8. Ростомашвили Л.Н. «Адаптивное физическое воспитание (авторская программа по ЛФК для детей с тяжёлой зрительной патологией)», М., 2002.
  9. Ростомашвили Л.Н. «Регулирование физической нагрузки в процессе адаптивного физического воспитания детей с тяжёлыми формами нарушения зрения», М.,2002.
  10. Санитарные правила и нормы для детских образовательных учреждений.
  11. Соколова А.В. «Творческие работы на уроках русского языка в школе слабовидящих», М., «Просвещение», 1983.
  12. Цветкова Л.С. «Мозг и интеллект», М., «Просвещение», АО «Учебная литература», 1995.

Главное меню

Поиск по сайту

Меню пользователя

Наверх Яндекс.Метрика